Моя душа (продолжение 54)
Рио
Впереди было ещё целых две недели праздников. Чем бы нам заняться? ‒ думали мы. ‒ На лыжах ходить мы не умеем, с гор спускаемся только на четвереньках, а про коньки даже никто и упоминать не хотел.
‒ Девочки! У меня для вас есть большой сюрприз! – после ужина торжественно объявила нам Галина.
‒ Я твоих сюрпризов уже боюсь! – отмахнулась я.
‒ Да ладно, не бойся, сюрприз совсем не страшный, надеюсь, ты от него далеко не сбежишь! ‒ рассмеялась Галина и положила перед нами на стол большой конверт.
‒ А ну-ка, кто самый смелый? Посмотрите, что там внутри?
Самой смелой оказалась Вика.
‒ Тут так просто и не разберёшься! ‒ осторожно открыв конверт, сказала она. ‒ Какие-то буклеты, билеты, ещё билеты. Мы что в цирк идём?
‒ Это билеты на теплоход! Я приглашаю вас принять участие в морском круизе по Атлантическому океану с конечным пунктом в Бразилии! В Рио де Жанейро мы с вами сходим на знаменитые пляжи побережья и посетим сказочно красивые острова бухты Гуанабара… ‒ сделала Галина затяжную паузу, ‒ а потом… мы с вами попадём… на ежегодный карнавал в Рио! Ну как, здорово я придумала?
‒ Ура! – дружно заорали мы на весь дом.
‒ Тогда собирайтесь! Вылетаем завтра! Места забронированы в гостинице и на трибунах!
‒ Мы едем на карнавал в Рио! ‒ запрыгали мы от счастья.
* * *
Я могла бы бесконечно долго рассказывать о комфортабельном лайнере, о роскошной каюте, о ресторанах и барах, о бассейнах и волейбольной площадке на палубе, где я принимала активное участие в играх, о наших новых приятелях, с которыми мы познакомились, а Вика даже имела неосторожность влюбиться в старшего помощника капитана. Нужно написать ещё одну книгу, чтобы хоть часть тех впечатлений передать Вам, дорогие мои читатели! Я только вкратце перечислю где мы побывали: Вальпараисо ‒ Пуэрто-Монтт ‒ Чилийские фьорды ‒ Пунта-Аренас ‒ Ушуайя ‒ Мыс Горн ‒ Порт-Стэнли ‒ Буэнос-Айрес – Монтевидео и наконец ‒ Рио-де-Жанейро!
В Рио мы приехали за день до начала карнавала, этого грандиозного парада школ самбы. Нас очень удивило, что город оказался безлюдным, но нам объяснили, что многие кариоки – жители Рио, умышленно уезжают на время карнавала из города, чтобы спокойно провести время с семьёй. Но приток огромного числа туристов быстро наполнил город, что сразу же привело к острой нехватке мест в гостиницах, и росту цен на жильё.
По радио и телевидению постоянно показывали и рассказывали о предстоящем празднике. Из специальной телепередачи об истории карнавала мы узнали интересные подробности. Оказывается, каждая школа самбы ежегодно избирает определённую тему, в соответствии с которой она оформляет свою движущуюся площадку и костюмы. Затем подготавливаются детали вроде ритма, хореографии, презентации, согласованности работы группы и прочее. Бо́льшая часть женщин бразильского штата Байя, тяжело работают весь год, чтобы заработать на карнавальные костюмы, которые используются всего лишь несколько часов.
Каждый год выдвигается какая-то одна школа. Победителям «особой группы» вручается денежный приз, но для конкурсантов, как правило, гораздо важнее любой премии является возможность принадлежать к победившей школе. Последовательность парадов «особой группы» определяется жребием. Всего за два дня карнавала, в воскресенье и понедельник, выступают по шесть школ. Количество выступающих в каждой школе колеблется от трёх до пяти тысяч.
Участники, которые выступают на 5-8 машинах, делятся на группы до сорока человек. Каждая группа выступает около восьмидесяти минут. Всего же карнавал длится пять дней ‒ начинается в субботу и заканчивается в среду.
Кроме всего прочего, судьями оценивается ритмическая точность ударных, согласованность пения и танца, художественное воплощение темы, выступление женщины-знаменосца, традиционно занимающей место во главе шествия вместе с «церемонимейстером», а также общая сплочённость выступления школы.
Проходил карнавал на специально отведенном для этой цели дефиле "самбодроме", имеющем в длину 700 метров. Дефиле было освещено огромными прожекторами, а по обеим его сторонам расположены трибуны, как на стадионе. Время нахождения на самбодроме для каждой школы лимитировано и если школа не укладывается в отведенные ей часовые рамки, то за каждую лишнюю минуту получает от судей штрафные очки.
Карнавал в Рио проводится в ночное время. Это объясняется дневной жарой и тем, что шествие выглядит намного красочнее ночью, в свете прожекторов, взрывов фейерверков и завораживающем блеске диковинных костюмов самбистов.
Открыла карнавал колонна самбистов, небольшая группа людей под названием "comissão de frente", то есть "передняя группа", которая, по мере продвижения, составляла затейливые композиции, презентация которых играла немаловажную роль при подсчете очков судьями.
У школ самбы существует так называемый "Рuxador de samba" ‒ что в буквальном смысле обозначает "человек, тянущий самбу", это певец, один из самых главных людей в школе, который, имея луженую глотку, исполняет все песни, заводит участников и толпу зрителей. Впереди шествия шла колонна барабанщиков состоящая от 250 до 400 музыкантов.
Мы узнали интересный факт: в двух школах руководители группы ударных инструментов были русского происхождения, причем одним из них б
ыла женщина. Маэстро – руководителю этой группы музыкантов отводилась одна из самых важных ролей ‒ задавать ритм всей колонне. Перед группой барабанщиков, танцуя самбу, шла "королева барабанщиков" – одна из самых красивых и элегантных девушек школы с роскошной фигурой, одетая в великолепный искрящийся костюм из страусиных перьев.
После них шли "баяны" ‒ группа женщин из северного штата Баийя, известные по всей стране как лучшие исполнительницы народных песен и танцев, одетые в тяжеленные костюмы с юбками на каркасах. Проходя по дефиле, они должны были не только петь, но и вертеться вокруг своей оси.
После баян шли участники карнавала, наряженные в так называемые "фантазии", костюмы, придуманные специально для карнавала этого года. Все участники пели и танцевали самбу под музыку исполняемую "puxador de samba".
Между этими группами мы заметили супружескую пару. Женщина "знаменосец", одетая в тяжеленное платье-костюм, полностью состоящего из перьев и блесток, держала при помощи специального пояса на талии флаг с эмблемой школы, при этом она исполняла замысловатый танец, рассылая разгоряченной толпе поцелуи. Сопровождающий её мужчина ‒ "церемониймейстер" ‒ одетый в великолепный костюм, с веером в руке из перьев, совершал вокруг неё замысловатые круговые движения.
Для поддержания имиджа каждая школа пригласила знаменитых певцов, известных актеров, моделей, победительниц конкурсов красоты, спортсменов, и даже различных скандально известных личностей. Так школа "Grande Rio" представила бывшую бразильскую модель Люсиану Гименез, которая в костюме "невесты" выставляла на всеобщее обозрение шестимесячный обнаженный живот с ребенком от Мика Джаггера, из группы Роллинг Стоунз, а у школы "Caprichoses" "шоковой терапией" была Роберта Клоз ‒ одна из первых женщин, перенесшая операцию по смене пола. Он, или она – не знаю, как правильно сказать ‒ приехала специально на шествие из Швейцарии, где она сейчас живет с мужем. На карнавале у неё была роль "Афродиты".
Конечно, в карнавале принимали участие не только люди с фигурами моделей. Самбу танцевали все: худые и полные, толстые и стройные, люди пожилого возраста и совсем ещё дети, а также огромное количество великолепно сложенных, почти полностью обнажённых, женщин.
"Группы" разделяли громадные, очень медленно двигающиеся по самбодрому подмосты-машины. На первой машине была установлена площадка с огромным каркасом из перьев, в котором красовалась одна из самых очаровательных девушек школы, а на другой – конструкция огромного орла, в клюве которого сверкал огонь, крутилась голова и даже двигались крылья!
Но не всё на карнавальном шествии проходило так уж гладко, всего предусмотреть было просто невозможно ‒ иногда прямо посередине подиума внезапно останавливалась машина или падала одна из конструкций, или, ещё того хуже, кому-то из участников становилось плохо. Что же до эмоций, то они бурлили через край, люди буквально впадали в экстаз, участники и зрители были так заведены, что даже плакали от перевозбуждения.
Любой желающий мог присоединиться к карнавальной колонне и мы, конечно же, тоже влились в шествие. На улице творилось невообразимое, повсюду были видны безумные пляски. Поддавшись всеобщему настроению, мы тоже танцевали зажигательную самбу с потрясающе красивыми, практически голыми бразильскими красавицами в страусиных перьях.
В ночь с понедельника на вторник никаких мероприятий в городе не проводилось, и мы сходили в Муниципальный театр, где проходил большой бал, а в среду целый день провели перед экраном телевизора, наблюдая за подсчётом пунктов. Объявив победителей, в городе началось грандиозное празднование. Сравнить этот праздник, с салютами и празднествами победившей школы, можно было, разве только что с празднованием победы в футбольном первенстве мира.
А какие страсти кипели во время судейского подсчета, какие стояли споры и разногласия, сколько было слёз разочарования, но, не зависимо от результата, уже на следующий день после окончания карнавала, каждая школа начала готовиться к представлению следующего года, обдумывала идеи, шила костюмы и сочиняла новые мелодии самбы.
После окончания карнавала, забравшего у нас все силы, мы решили осмотреть 38-метровую статую Христа Спасителя. Установленный на высоте семьсот метров над уровнем моря, на вершине горы Корковадо, Христос словно парил над городом, благословляя и охраняя его.
Ночная жизнь города нас тоже поразила. Из огромного количества ресторанов, ночных клубов, и школ самбы, мы выбрали довольно привлекательное музыкальное кафе, в котором решили попробовать свои силы в очаровательном латиноамериканском танце. К нам тут же присоединились три стройных красавца и так нас зажгли своим азартом и умением танцевать самбу, что мы еле добрались до своего столика и, заказав кофе, уже просто любовались стройными мужчинами и соблазнительными танцовщицами.
Несмотря на смертельную усталость, на следующий день мы совершили морское путешествие на корабле по островам бухты Гуанабара, позагорали на самом известном в Рио-де-Жанейро пляже ‒ Копакабана, сделали много фотографий и оставили несколько фото одному пожилому фотографу на память об очень понравившимся ему русских девушках – «meninas russas».
Вернувшись в гостиницу, мы узнали, что вполне безобидное в Португалии слово «menina» (девушка), в Бразилии имеет значение «девушка лёгкого поведения», или попросту – «блядь».