«Щастье здеся», или В кемпинге нудистов. Глава 2.3
- Сафо была жрицей культа вечно юной Афродиты. Афродита была одной из любовниц Диониса и даже родила от него уродца Приапа с его гигантским членом. Но она никогда не состояла в любовной связи с Аполлоном. Что по-своему удивительно, поскольку именно Аполлон и Афродита считались в Древней Греции образцами мужской и женской красоты.
- В общем, опытных женщин уже тогда далеко не всегда привлекают красавчики, - констатировала Ирина.
- Культ Афродиты был эротизированным, но все-таки не таким диким, как первоначальный культ Диониса. В частности, в рамках культа Афродиты девушка должна была перед свадьбой пройти ритуальную дефлорацию в храме. Считалось, что жертвуя свою невинность Афродите, девушка тем самым переходит под ее божественную защиту. А те девушки, которая потеряли невинность не в храмах, отторгались женихами и были обречены на безбрачие.
- А дефлорацию проводил жених?
- Как бы не так. Никаких женихов ту не было, потому что это было не жениховское дело. В определенный день девушка приходила в храм и была обязана отдаться любому незнакомому мужчине. Причем этот мужчина во время первого для девушки акта не должен был ее обнажать, поскольку обнажение женского тела в самом храме считалось оскорблением храма.
- По-своему, это даже как–то целомудренно, - прокомментировала Кристина.
- Сафо не была храмовой жрицей, обязанной отдаваться любому мужчине, пожертвовавшему на храм. Она была «жрицей перед храмом», готовящей знатных девушек к обряду дефлорации и супружеской жизни. А также обучала своих воспитанниц ткачеству, музыке, танцам и стихосложению, разучивала с ними гимны и ритуальные действия. Кстати, Сафо по своим сексуальным пристрастиям была бисексуалкой, а вовсе не лесбиянкой. Ведь она была замужем и в своих стихах страстно воспевала не только юных девушек, но и прекрасных юношей. В ее стихах ревность в отношении женщин звучала в контексте не любовных отношений, а соревновательности по линии поэзии и музыки с другими предхрамовыми жрицами. Имидж отъявленной лесбиянки к ней приклеили лишь в XIX веке британские лесбиянки викторианской эпохи, чтобы социально легитимизировать свою сексуальную ориентацию в обществе пуританского ханженства. Предшествующие Виктории поколения династии Ганноверов вели весьма распутный и скандальный образ жизни, вплоть до инцеста. И, вступив на престол, для укрепления своей репутации первым делом Виктория закрутила гайки официальной морали можно сказать до абсурда. Приличным девушкам предписывалось ничего знать о половом акте и деторождении. Муж никогда не должен был видеть обнажение жены: для секса женщине полагалась сорочка с вырезом в области паха. Причинные места на античных скульптурах ню закрывались фиговыми листками. Но при этом сама королева очень любила рисовать обнаженную мужскую натуру.
- Налицо лицемерие двойных стандартов, - прокомментировала Вика.
- Ну а на морализаторский беспредел королевы высшее общество отреагировало демонстративным культом гомосексуальных отношений (среди мужского сообщества тут вовсю развернулся Оскар Уайльд) и эстетизацией порнографии. Это было что-то вроде атмосферы времен Америки "сухого закона", но только в области секса.
- Беспредел всегда рождает сопротивление.
- Кстати, в женском окружении Чехова были весьма свободные нравы, во многом связанные с влиянием, так сказать, "российской Сафо" - знаменитой переводчицы Татьяны Щепкиной-Куперник. И это влияние, по крайней мере, один раз было конструктивным: Щепкина-Куперник сумела своим вмешательством предотвратить дуэль между двумя своими поклонниками - Чеховым и Левитаном. Если бы не она, то российская культура могла бы лишиться одного из двух гениев. И, между прочим, Щепкина-Куперник со временем отошла от строго лесбийской ориентации, выйдя замуж за первого бабника Петербурга.
Я посмотрела на Кристину. Она лежала на животе, болтая ножками в воздухе и потягивая через соломинку сангрию. Потом спросила Юрия:
- А мальчики в Древней Греции тоже проходили через обряды?
- Конечно, но большая часть магических процедур у мальчиков была связана не с эротикой, а с ролью воина и спортсмена. Например, они должны были несколько месяцев прожить в одиночку в лесу вне всякого социума и остаться незамеченными никем во избежание сурового наказания. Для них был ряд суровых испытаний, включающий прижигание огнем и ритуальную смерть с последующим возрождением в новом социальном статусе. В Спарте для приучения к перенесению боли мальчиков ежегодно секли бичем до крови перед алтарем Артемиды.
- Однако сурово с ним обходились.
- Это смотря на каких обрядах. В Малой Азии существовал сексуальный обряд куннилингового облизывания несколькими жрицами подростка перед его посвящением в воины. Вполне возможно, что такой обычай был перенят и в островной части Греции.
Тут у Кристины зазвонил мобильник. Она взглянула на экран, сказала нам: «Это Андрей». Извинилась и отошла от нас, чтобы поговорить без свидетелей. Мы все понимающе переглянулись.
- И какой же культ в итоге победил в Древней Греции? Культ Диониса или культ Аполлона? – поинтересовалась я.
- Разве разум может когда-нибудь окончательно победить буйство чувств? Но сторонникам
культа Аполлона удалось потеснить противников стандартным для политиком приемом «опередить и возглавить оппозицию себе». Расходы празднеств в честь Диониса взяло на себя государство, потребовавшее и получившее взамен полную регламентацию времени и места празднеств. В последнюю неделю марта в городах проходили пиршества и театральные действа Больших Дионисий. А Малые Дионисии проходили в сельской местности в конце декабря, когда заканчивался последний сбор винограда и разливалось молодое вино. И в сексуальных оргиях Дионисий участвовали уже не только женщины, но и все взрослые мужчины.
- А правда, что древнегреческие греки были поклонниками мужской любви? – спросила я, решив выяснить всю полноту исторической картины отношений.
- Когда Греция стала страной победившего патриархата, любовь мужчины к мужчине считали более чистой и возвышенной, чем любовь мужчины к женщине. Сексуальные отношения между свободнорожденными мужчинами – это были отношения между равными по социальному статусу воинами, учеными и философами. А погрязшая в домашнем хозяйстве женщина была статусом ниже мужчины и любовь к ней в быту считалось не более, чем влечением плоти. Лишь в Спарте и на островах женщины из знатных семей имели имущественные права и участвовали в общественной жизни. В Афинах же женщинам полагалось быть затворницами и покидать свой дом только в праздничные дни ради участия в религиозных церемониях. В «Домострое» афинского писателя Ксенофонта говорилось: "Женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его. А мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах". Словом, мир жены и мир мужа даже территориально были сильно разобщены.
- Совсем не весело.
- Первые сексуальные контакты у мальчиков-подростков были вовсе не с женщинами, а в мужской среде. От женщин, даже от женщин своей семьи подростки были изолированы. И первым сексуальным партнером мальчика, как правило, становился его наставник. Использование учителем обучаемого мальчика в женской роли допускалось и даже поощрялось общественной моралью. При этом «женская» роль мальчика в сексе ничуть не роняла его достоинства как будущего воина и гражданина. Это было просто одной из форм подчинения младшего старшему. Но с наступлением правового совершеннолетия все менялось. Сексуальные отношения между взрослыми свободными мужчинами согласно древнегреческой этики должны быть равноправными и предполагали примерно равное соотношение активных/пассивных поз в совокуплении. Те же мужчины, которые слишком явно предпочитали в сексе женскую роль, покрывали себя несмываемым позором.
- Я даже не знаю, как все это комментировать.
- А тогда активная роль в сексе была инструментом утверждения статуса сильного не только в семье. Воинов, попавших в плен, победителям полагалось ритуально изнасиловать на поле битвы в знак опускания их социального статуса. Это был своеобразный воинский обычай празднования победы и у греков, и у их противников. Кстати, знаменитые 300 спартанцев, сражавшихся против орды персов в битве при Фермопилах, - все они были бисексуалами. Не только соратниками, но и любовниками друг друга. Такие вот реалии того времени.
- Просто жесть какая-то. Вроде бы Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации – а тут такая дикость.
- Там многое у них на наш нынешний взгляд из современности кажется странным. Например, мужчины следили за трендами моды на прически куда более ревностно, чем женщины. До Александра Македонского мужские прически скорее напоминали нынешние женские. Только приставленные к бороде, пропитанной ароматическим маслом. Длинные волосы были атрибутом свободного человека, а рабы обязаны были обрезать волосы коротко. Свободные мужчины носили косы, собранные в низкие пучки и обвивающие голову в два ряда. Завивали локоны в спираль, украшали свою голову лентами и бантами.
- Ну прямо как в животном мире, где самцы часто намного ярче скромных самочек, - посмеялась я.
- Но так было только до Александра Македонского. Нужно сказать, что Александр был чрезвычайно популярен в народе и многие подражали ему во внешности. Особенно военные. Когда Александр вдруг сбрил бороду, то солдаты почему-то сразу сообразили, что в рукопашном бою борода может стать помехой, потому что за нее может схватиться враг. И тоже стали бриться. А за ними потянулись и гражданские. Так что скоро среди свободных греков борода осталась только у ученых и философов. А ты, Настя, никогда не замечала, что слова «космос» и «косметика» имеют одинаковый корень, а значит - и имеют что-то общее по смыслу?
- Нет, а что действительно есть общий смысл?
- У этих слов общий корень, означающий «порядок». Только космос – это порядок на небе. А космет – это внутренний порядок во внешности и общественном поведении человека.
- Как забавно. Такая неожиданная смысловая связь.
- Как раз тут ничего неожиданного нет. Древние считали, что нижний мир и верхний мир – это почти зеркальные отражения друг друга. Так что астрология была в их представлении очень серьезной и важной наукой, объясняющей и предсказывающей события в земном мире.