Турбулентность ч.1

Из сборника "Два крыла"

от лат. turbulеntus - бурный, беспорядочный.

Было это в 2009 году. Я работал в солидном проектном институте. Занимал должность начальника проектного отдела. По долгу службы приходилось бывать в командировках. Чаще ездил на процедуру торгов, когда принимали участие в конкурсах на выполнение проектных работ.

Реже бывал на оперативках, на которые порой приглашал или заказчик, или подрядчик во время строительства объекта, возводимого по нашему проекту. Утрясали возникшие вопросы. При этом частенько брал с собой специалиста, остро заточенного в том разделе проекта, к которому были замечания или вопросы.

А для того, чтобы не засиживаться, практиковал выезды в командировку, целью которых было обследование действующих объектов на предмет возможности их расширения или реконструкции. И тоже, как правило, ездили вдвоём. Будучи специалистом по первичной коммутации, прихватывал с собой специалиста строителя или специалиста по релейной защите. В этих частях проектов чаще всего и намечались реконструкции или расширения. Такого рода командировки не давали «засохнуть» мозгам. И уже при обследовании можно было принять отдельные проектные решения и обсудить их с заказчиком. А проектировал отдел электрические подстанции напряжением до 110 килоВольт.

И вот наметилась очередная такая командировка. Предполагалось расширение подстанции. Достаточно большая подстанция. Работы, согласно полученным техническим условиям, ожидалось много. В том числе и по строительной части.

Примерно год назад в отделе появилась вакансия руководителя группы строителей. Освободилось рабочее место по причине ухода на пенсию человека, который решил, что в этой жизни надо попробовать всё, в том числе и жизнь по свободному графику. Уговорить остаться поработать ещё, хотя бы годик, чтобы подготовить себе достойную замену, ни мне, ни директору не удалось.

Возник кадровый «затык». Вроде бы и были достойные специалисты, с достаточным опытом и хорошей репутацией, но никто из них был не в состоянии, а точнее не было желания, тянуть административную часть работы, организовать взаимодействие специалистов в группе и со смежными подразделениями отдела. Да и менталитет людей изменился. Сильно сказывались новые условия. Коллективизму и взаимопомощи в труде, к которым приучали в советские времена, быстро пришёл конец. Никто не хотел отвечать за действия других. Тем более что-то организовывать.

Воцарился принцип: «Моя хата с краю. Я делаю свою работу, и все отстаньте от меня, мне всё по барабану». Даже за доплату с трудом удавалось увеличить объём выполняемой работы. Хотя ненормированный график работы был узаконен должностными обязанностями. Правда, о том, что рабочий день не нормирован, вспоминали, когда речь заходила о дополнительных днях к отпуску.

Людей будто подменили. А ведь я многих знал ещё с середины восьмидесятых, когда пришёл в отдел рядовым инженером.

Конечно, можно было пересмотреть штатное расписание отдела и упразднить должность руководителя группы, а его обязанности возложить на главного специалиста. Выход не из лучших. Начисто ломался принцип многоступенчатости проверки разработанной документации. Это был главный аргумент, высказанный главспецом, которого хотели пригрузить работой. Не удалось!

В группе работала очень миловидная девушка. Она пришла в наш отдел со стороны. Работала на тот момент в отделе несколько лет. Имела должность инженера-проектировщика второй категории. Отличалась исполнительностью, грамотностью, покладистостью. А главное – была трудоголик. Нет, она не пыталась заработать всех денег. Но получала очень хорошую зарплату, так как могла одновременно вести в работе два объекта, а порой и три. Конечно, была верна в какой-то степени принципу размещения «своей хаты на краю деревни».

Мне она была симпатична. Девушка в моём вкусе. Да и имя у неё Таня. И чёрненькая: в смысле - брюнетка. Чем-то напоминала мне мою первую любовь. Скрывать не буду: отношение к ней с моей стороны было трепетным. Как к дочке.

Вот её-то я и предложил директору на должность руководителя группы. Он согласился. А Таня через день, хорошенько подумав, приняла предложение.

Её ждали трудности. На момент перехода она вела два проекта. А теперь предстояло вникнуть ещё в шесть объектов, которые выполняли сотрудники группы. Помимо этого добавлялись административные обязанности, и необходимо было координировать работу со смежными группами. И уж как ведётся, работы в отделе в тот момент было много.

Директор и я пообещали поддержку. На самом деле, трудно быстро включится в такую работу. Начиная с этой должности надо начисто отказаться от принципа «Моя хата с краю». Теперь всё, что творится в подчинённой тебе группе – это всё твоё «родное». Твой труд теперь будет оцениваться по работе всего коллектива. Также будут учитываться взаимодействия со смежниками. Я не буду излагать технологию проектирования для строительства. Не всё так просто, как кажется.

Прошёл год. С Таней едем в командировку. Едем поездом до Тюмени. Там к нам присоединяется ещё один специалист. До Сургута летим на зафрахтованном заказчиком АН-24.

Всё шло достаточно гладко. Только вот специалист, который присоединился к нам в Тюмени, была не очень лояльно настроена к новоиспечённому руководителю. Это с её подачи организовывалась мелкая травля Татьяны. Я проводил расследование, но истинных причин не понял. Тёмное это дело – разбираться в отношениях между женщинами.

Когда на оперативке обсуждали с другими руководителями групп и главспецами отдела Татьянину кандидатуру, все единогласно были «За». Но уже через пару месяцев началась закулисная возня. В эту мелкую травлю втянулись и сотрудники других групп отдела.

Таня же молчала и ничего мне не докладывала. На мои предложения помощи, она отказывалась.

- Всё хорошо, Виталий Витальевич. Я справлюсь. Вот выпущу свои объекты, и будет легче, - так отвечала Татьяна.

Но я не слепой. Видел, что тучи сгущаются. Стараясь сохранить рабочую обстановку и предупредить возможные срывы графиков проектирования, в течение двух дней побеседовал с другими руководителями групп и главспецами. И, конечно, отдельно с каждым подчинённым Татьяне персоналом. Вот и выявились заводилы. Только не понял, зачем им было это нужно. Зависть, что молодая девушка, минуя одну ступень квалификации, с инженеров второй категории сразу была назначена руководителем группы? То, что как специалист она не была взращена в стенах нашего проектного института, чужая? Ну ладно – это в группе. А остальные? Им то, что надо было? Пришлось призвать людей к нормальным отношениям.

Вот мы в самолёте. Страшно лететь - наверно, самолёт мой ровесник. Самолёт взлетел, было слышно, как со специфическим звуком убрали шасси.

- Колёса убрали, - прокомментировала Татьяна.

Мне стало смешно: «колёса». Но я промолчал, улыбнулся только. Таня почему то смутилась.

Первый левый поворот. Я понял это по крену самолёта на левое крыло. Таня вцепилась в мою правую руку, лежащую на подлокотнике. Самолёт выровнялся, но рука её так и осталась на моей руке. Я понял, что Татьяна боится летать. Да и не мудрено – самолёт наш старая развалюха.

Самолёт, набирая высоту, выполняя указания диспетчера круга, сделал ещё один левый поворот и продолжил курс на Сургут. В момент очередного крена, рука Тани крепче вцепилась в мою руку. Когда самолёт выровнялся, давление на мою руку ослабло, но Танина рука всё также лежала на моей.

Наконец-то погасло табло «Пристегните ремни». Мне показалось, что набор высоты происходил достаточно долго. Появилась стюардесса и разрешила отстегнуть ремни. И сообщила, что полёт будет проходить на высоте семь тысяч пятьсот метров, со скоростью порядка 450 км/час. Напрямую от Тюмени до Сургута примерно 800 километров. Значит, на землю мы сойдём через два часа.

Я сидел со стороны прохода, Татьяна рядом у иллюминатора. Наш ряд кресел располагался сзади от крыльев. Третья сотрудница сидела в кресле за нами.

А мне вспомнился рейс «Краснодар – Сухуми» на такой же развалюхе. Решил рассказать про тот полёт Татьяне.

- Довелось лететь рейсом «Краснодар – Сухуми» летом 1984 года, - начал я свой рассказ.

Таня с интересом спросила:

- Чем же был «знаменит» этот полёт?

- Летел я с молодой женой в отпуск. Что-то вроде свадебного путешествия. Мы три дня пытались приобрести билеты. Повезло только на третий день, - продолжил я свой рассказ.

Таня повернулась ко мне лицом и внимательно слушала.

- Когда закончилась посадка пассажиров, выяснилось, что в самолёте нас всего человек двенадцать. С седьмого ряда кресла были пусты. А мы два дня не могли купить билеты из-за их отсутствия. Вот как-то разом популярность рейса резко упала. Самолёт, больше чем на половину, пуст.

Я сделал небольшую паузу и заметил, что Таня убрала свою руку с моей. Подумал, что информация о моей жене сподвигла Таню убрать руку.

Я продолжил:

- Места наши были в первом ряду. Самолёт продолжал набор высоты, выполняя виражи для выхода курсом на Сухуми. Из кабины пилотов вышла стюардесса и сразу же обратилась к нам.

- Ребята, пересядьте на седьмой или восьмой ряд, - попросила она.

- А что случилось, - спросил я.

- Самолёт не может набрать высоту. Мы летим попутным ветром, а пассажиры сосредоточены в передней части салона. Надо переместить центр тяжести самолёта. Пассажиров с первого по четвёртый ряд я прошу переместиться на задние кресла.

- Виталий Витальевич, вы не шутите? – спросила Таня, явно обескураженная такой информацией, - даже страшно стало. Я и так боюсь летать. А вы шуточки такие рассказываете.

Я засмеялся:

- Правда.

Потом мы летели молча. Таня задремала. И вскоре привалилась к моему плечу.

И тут у меня беспорядочно закрутилось в мозгах. Рядом со мной сидит красивая незамужняя девушка. Насколько мне известно, из «сарафанного радио» нашего отдела, она была замужем. Но с мужем уже давненько не живёт. Осенью прошлого года ей в отделе отмечали двадцать семь лет. Значит, вот-вот исполнится двадцать восемь.

Продолжение следует

Похожие публикации
Комментарии
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.